ДжонУитмер - окончил престижный колледж Итон, Королевскую военную академию Сэндхерст и Королевский сельскохозяйственный колледж Сиренсестер. Как и многие студенты, занимался спортом и в 60-х годах выиграл Британские и Европейские чемпионаты по автогонкам. Его называли «баронет-гонщик». В конце 60-х ушел из спорта, стал директором дилерского главного отделения Форда и главой дизайнерского бюро. Но решил открыть свой бизнес, основал фирму по переработке сельскохозяйственной продукции, сделал ее прибыльной и продал, чтобы заняться вплотную психологией, которой увлекся, еще будучи спортсменом.
В теннисе и автогонках допинги бесполезны, и применимы только психологические способы усиления своей позиции. Уитмор на деле доказал, что психология помогает занимать первенство на ралли и кортах, а потом – и в бизнесе.
«Обратившись к спорту, откуда коучинг ведет свои истоки, мы видим, что прямой противоположностью коучингу является традиционная тренерская работа, — рассказывает Джон Уитмор. — Традиционно тренер дает спортсменам инструкции, как надо делать то или иное упражнение, как нужно управлять своим телом, показывает пример на себе. Коуч же создает возможность спортсмену самому приспособиться к выполнению упражнения наилучшим образом. Он просто задает вопрос: «Как вы думаете, что может позволить вам плыть быстрее?»
В качестве примера сэр Джон Уитмор показал участникам мастер-класса видеоролик, где он демонстрировал возможности коучинга менеджерам английского банка. Уитмор вызвал к себе два добровольца. Перед ними стояла задача за 20 минут обучиться игре в гольф. Одного добровольца инструктировал чемпион по гольфу, тренер, а другого — коуч, Уитмор. Тренер начал с рассказа подопечному о том, как держать клюшку, как ставить ноги, какой должен быть удар и т. д. Уитмор же интересовался у участницы:
— Как вы думаете, что вам сейчас надо сделать?
— Ударить по мячу.
— Как вам удобно держать клюшку? Так? Теперь просто ударьте по мячу, попробуйте, почувствуйте его.
— Получилось.
— Что бы вам хотелось улучшить в ударе?
— Сделать удар более мягким.
— Что для этого вы можете сделать?
— Придать плавности рукам, не напрягать их так сильно.
— Попробуйте.
— Получилось.
— Оцените
— 6.
— Попробуйте еще. А теперь?
— 8.
— А еще что бы вам хотелось улучшить в ударе?
— Силу. Сейчас она была на 4.
— Попробуйте еще раз, сконцентрируйтесь на силе удара. На сколько сейчас получилось?
— На 6.
И т. д.
В конце эксперимента было видно, как мучается доброволец, оказавшийся у тренера-инструктора: его тело зажато, он пытается повторить сложные махинации с клюшкой, но у него не получается. Подопечная же Уитмора вышла довольной. По ее словам, в гольф играть легче, чем она думала раньше.
Видеофрагмент мастер-класса, октябрь 2007 г., Москва
часть 1
часть 2
В России такие технологии особенно нужны, потому что у большинства высокая мотивация к успеху. Во всем мире так, но у вас сейчас бизнес развивается особенно интенсивно, поэтому люди очень вовлечены в работу и в результате нарушается баланс их жизни, портятся отношения с родными. У таких родителей нет времени заниматься семьей, выяснять интересы их детей, постепенно направлять их. Легче и быстрее приказать. Но авторитарный метод сегодня уже не работает так хорошо, как раньше. Поэтому сейчас время коучинга и в воспитании. Это понимают даже на самом высоком уровне...
Комментариев нет:
Отправить комментарий